Главная Воспитание Софи Статьи
|
В пятнадцать
лет Софи Марсо стала одной из самых молодых и любимых актрис Франции. В
шестнадцать она отстояла свою независимость и сыграла проститутку, охваченную
жаждой мщения. Сейчас ей девятнадцать, и она снова шокировала зрителей своей
последней ролью в фильме «Полиция», который выходит на экраны в начале июня.
Рассказывает Анн-Элизабет Муте.
Увидев
Софи Марсо в роли воровки северо-африканского происхождения в пессимистичном
фильме «Полиция» Мориса Пьяла,
трудно поверить, что недавно ее называли «новой французской Ширли Темпл».
Замкнутая, вульгарная, чувственная и крайне
лживая Нориа - вот кого играет Софи в новой картине. В стране, где
общественность то и дело подливает масло в огонь антиарабских настроений, Марсо
рискует потерять часть публики, полюбившей ее как милую, нежную и белокожую
девочку.
Но в свои девятнадцать лет, имея за плечами
уже пять лет кинокарьеры и шесть фильмов, Марсо является исключением в
предсказуемом и спокойном мире французского кино. В тринадцать лет она без
ведома родителей написала письмо в модельное агентство и была вызвана на
кинопробы для одного фильма. Режиссер Клод Пиното выбрал ее из двух сотен
подростков, что стало началом ее карьеры в кино, открывшейся двумя безобидными
комедиями «Бум» и «Бум-2». Школьная парта была оставлена. Софи так и не сдала
выпускных экзаменов, их заменил французский «Оскар» за лучшее молодое
дарование.
Продюссером фильма стал 92-летний
авиастроитель Марсель Дассо, этакий Говард Хайс с чувствительностью Уолта
Диснея. Он верит в чистые нравственные ценности французского среднего класса и
обладает средствами для их популяризации с помощью большого экрана.
«Бум» снимался в одном из богатых пригородов
Парижа. Этот фильм рассказывает о подростках, которые идут на свою первую
вечеринку, и в самой смелой сцене можно увидеть влюбленных, которые целуются на
диване в гостиной с задернутыми шторами. Только во Франции этот фильм
посмотрели пять миллионов зрителей и, не успела Софи оглянуться, как она уже
колесила по дорогам Германии, Испании и Японии (где она затмила Джона Траволту,
который представлял там фильм «Взятка»). Она уже была известной
пятнадцатилетней звездой, перед которой были открыты все двери, любимицей всей
Франции.
В начале она так хорошо соответствовала
своей роли девочки-подростка, что Дассо не мог налюбоваться на ее фотографии на
обложках иллюстрированного журнала «Жур де Франс», еще одной игрушки магната
(«Мы сообщаем только хорошие новости», - заявил как-то один из его издателей).
Остальная французская пресса вскоре потянулась вслед за ним.
Ее первым парнем стал восемнадцатилетний
Пьер Коссо, сыгравшей с ней в фильме «Бум». Было так трогательно, когда они оба
говорили репортерам, что хотят «сохранить чистоту чувств». Софи охотно
фотографировалась: перед муниципальным домом своих родителей в парижском
предместье, где киностудия Дассо никогда не снимет ни единого кадра; со
школьными приятелями, с папой, мамой, собакой, кошкой; под руку с неизменным
Пьером на фестивале в Каннах или на Елисейских полях.
Вместе с популярным певцом Франсуа Валери
она записала сингл, довольно посредственный, надо сказать, но популярность ее
была так высока, что несмотря на фальшивые нотки в ее пении было распродано более
100.000 копий. Это была уже состоявшаяся молодая актриса.
Но через некоторое время словно тень нашла
на ее некогда безоблачный имидж. Или, может быть, Марсо двигалась быстрее, чем
глаза публики поспевали вслед за ней. Она потребовала и добилась легальной
эмансипации в шестнадцать лет, «чтобы иметь возможность самостоятельно
подписывать контракты». Софи покинула дом своих родителей в Со («никаких ссор,
я просто решила жить в своем собственном ритме»), купила себе квартиру в Париже
и ресторанчик для родителей. Пьер незаметно ушел в тень. Она отказалась от 25
сценариев, представляющих собой слегка переработанные версии того же «Бума».
«Я попала в кино случайно, - говорит она, -
и в начале мне казалось, что я могу просто бросить все это, когда перестану
быть популярной. Но теперь это стало моей жизнью. Я чувствую необходимость
сниматься, хорошо играть свою роль, и если несмотря на все мои усилия мне это
не удастся, что ж, я уйду на задний план, в массовку, лишь бы совсем не
покидать съемочную площадку. Там я чувствую себя живой. Иногда это беспокоит
меня, обычно жизнь кажется мне куда менее реальной».
Уже немало воды утекло с тех пор, как она с
отцом пришла на первые пробы после телефонного звонка Пиното. «Мы ни о чем
таком и не думали, - вспоминает она. - Я просто подумала, что было бы неплохо
чуть-чуть подзаработать. А потом мы увидели всех этих разряженных детей и их
взволнованных родителей. А я была в джинсе и волосы хвостиком. Папа подумал,
что нам тут нечего делать и хотел уже уходить, но я попросила его подождать
хотя бы час. Если меня никто не вызовет, то мы уйдет. Он согласился, а потом
меня выбрали, так что этот час стал главным событием в моей жизни».
|
Сегодня,
обогащенная годами бесед с журналистами, Марсо более сдержанна. Она дает
достаточно прямые ответы, но иногда колеблется с точными формулировками. В повседневной
жизни она носит джинсы, мужские свитера «и последнюю прическу из фильма - мне
все равно», в большинстве случаев отказывается от фотографирования. Попасть в
ее дом - удел немногих. А ее личная жизнь находится для всех за высокой
каменной стеной. Избегая парижского общества, она проводит свободные часы в
своем загородном доме к востоку от Парижа. Дверь ее городской квартиры наглухо
закрыта для назойливых журналистов.
Таким преображением Марсо обязана фильму «Шальная любовь»
польского режиссера Анджея Жулавского. Этот фильм является модернизированной
версией романа Достоевского «Идиот». На Жулавского произвела впечатление ее
игра в фильме «Форт Саганн», высокобюджетной эпической картине о французской
колонизации Африки, где она играла дочь французского служащего и снималась
вместе с Жераром Депардье и Катрин Денев. Сочетание Жулавский-Марсо казалось
невозможным. Но этот уникальный в своем роде режиссер, известный своим жестоким
отношением к актрисам (Роми Шнайдер, Изабель Аджани и Валери Каприски в его
картинах часто работали на грани нервного срыва), а также интересом к темным
сторонам человеческой души, предложил ей роль Марии, несовершеннолетней
проститутки, охваченной жаждой мщения и саморазрушения.
«Меня поразила небывалая искренность Софи, -
говорит Жулавский. - Может, это черта ее юности. Но когда мы встретились, для
меня стало очевидным, что правда так и рвалась из ее души».
Марсо ухватилась за предложение Жулавского и
шокировала французскую публику своим участием в сценах жестокости и наготы,
снятыми в гротесковом, преувеличенном стиле режиссера. «Ему удается вытащить из
актеров такие вещи, о которых они раньше даже не догадывались, - говорит она. -
Иногда это бывает больно, но это также полностью преображает вас».
Но Жулавский также защитил и, можно сказать,
взрастил актрису. «Специально для меня он заказывал платья в стиле Поля Пуаре
тридцатых годов, - вспоминает она. - Он настаивал, чтобы я использовала
побольше косметики, чтобы подчеркнуть мои глаза. Он размышлял над моим гримом,
пока не нашел подходящий карандаш для глаз. Он сгладил тени на моем лице».
Такие отношения не могли не привести к дружбе.
«Шальная любовь» потерпела провал с
финансовой точки зрения, о чем Софи сожалеет до сих пор, однако фильм еще не
успел выйти на экраны, а она уже работала на съемках «Полиции» у Пьяла. Ее
жизнь в образе милой девочки - любимицы Франции подошла к концу.
|
Даже сейчас Марсо не любит говорить о
«Полиции». После ультрапрофессиональных (и защитных) методов Жулавского она
вдруг столкнулась с запутанной и импровизированной режиссурой талантливого
Пьяла и его привычкой устанавливать с актерами «садистские», по ее словам,
отношения. Она помнит, как он по нескольку дней подряд игнорировал ее
присутствие на съемочной площадке, как ежеминутно менялись его указания по
поводу поведения персонажей. После окончания очередного эпизода Пьяла часто не
мог отказать себе в удовольствии язвительно покритиковать внешность или вес
актрисы. «Эта жирная корова», - называл он ее во время интервью. Благодаря
своим качествам она блестяще выдержала испытание. Но горькие воспоминания
остались.
Депардье тоже не был для нее опорой на
съемочной площадке. «Когда мы снимали «Форт Саганн», он был так обходителен, ни
дать ни взять, старший брат. А в «Полиции» он самоустранился, был
сконцентрирован только на самом себе. Но я не могу критиковать его; я всегда
говорила себе, что подобный эгоизм является одним из самых больших плюсов
актера», - иронически улыбается она.
После «Полиции» она записала диск
«Certitudes», представляющий собой значительно улучшенную и дополненную
переработку ее первого сингла; позировала обнаженной для журнала «Фото»; сейчас
она работает над очередным проектом Жулавского, биографией Жанны Д’Арк. После
этого будет триллер Франсиса Жиро «Сошествие в ад» в стиле Богарта-Бекелла.
Иногда люди спрашивают Софи Марсо, что
значит - быть звездой? «Но я не звезда, - отвечает она. - Чтобы стать звездой,
нужно очень много работать, нужен опыт, нужно быть личностью. Все обращают на
меня внимание, потому что я еще молода. Когда-нибудь мне будет лет тридцать с
чем-то, и тогда, наверно, Пари-Матч отведет мне всего лишь пару страниц, а не
шесть, как это уже было с Изабель Юппер. Вот такие дела!
Журнал Эль (май
1986 года)